«Понятийные» условности поведения классного игрока в карты в местах лишения свободы существуют, но они почти не отражены в воровском кодексе чести так подробно, как остальные инструкции для «правильного» сидельца.
Отчасти это обусловлено давностью и популярностью этого способа обмана «лохов» — его чрезвычайно широкая распространенность и вариативность сделали шулерство одной из самых авторитетных специализаций профессиональных преступников.
Барбакару: надо уметь и платить, и получать
Согласно официальной биографии украинского творческого деятеля Анатолия Барбакару, который с середины 90-х и до начала нулевых был более известен как бытописатель жизни карточных шулеров, этот персонаж профессионально «катал» в СССР 10 лет, до 90-го года. Сидел единожды, 2,5 года — за тунеядство.
В своих книгах (Барбакару до 2009 года их выпустил порядка 20) шулер рассказал в том числе и о «кодексе чести» профессионального карточного игрока. Одна из глав его книги «Я — шулер» так и называется: «О репутации [карточного шулера]». «Понятийный» поведенческий расклад действий карточного шулера в интерпретации Барбаккару органично укладывается в правила, законные для такого рода занятий в МЛС.
В первую очередь, как считает Барбакару, карточный шулер должен научиться «отдавать и получать»: если проиграл — отдай, чего бы это ни стоило. Выиграл — имеешь полное право спросить с должника, в любое время и при любых обстоятельствах.
Второй понятийный признак уважаемого шулера — платежеспособность (не обеспеченность как таковая, а именно способность заплатить долг). Если проигравший не в состоянии расплатиться, он — ничто, для репутации «каталы» это непоправимый удар.
«Возьми сколько сможешь»
В газете «За решеткой» в 2013 году было опубликовано «откровение» якобы профессионального карточного шулера (его имя не называлось).
Основная мысль, ключевое «понятие», которое новичку по тексту растолковывает «дедушка-божий одуванчик», неоднократно «плававший «на особых» (содержавшийся в колониях особого режима): не раздевай [соперника]до трусов, возьми с него по возможности (то, что тот реально может отдать).
Тюремные правила, по рассказам заключенных со стажем, действительно ограничивали «лимит» в карточной игре: осужденные, отличные психологи, сразу понимали, что с должника можно взять — кто в состоянии расплатиться, в том числе, привлекая возможности с воли, а у кого, как у латыша — « … да душа».
«Законники» до 70-х — все картежники
Известный историк отечественной криминальной субкультуры Александр Кучинский в своей «Тюремной энциклопедии» упоминал, что советские воры в законе вплоть до 70-х годов, как правило, были асами-картежниками.
По воровскому закону, «картежная игра между ворами должна быть честной». По понятиям, это означало только одно: «законникам» в карточной игре друг с другом шулерствовать (мухлевать) было западло. В остальных случаях обман допускался, и в ключевых положениях воровского закона нет ни слова о правилах игры между представителями «низших» мастей — самым главным обременением проигравшего в итоге в любом случае оставалось обязательство отдать долг. На кону могли быть самые разные ставки — от пачки сигарет до членовредительства или даже жизни сокамерника. По воспоминаниям доктора филологических наук Дмитрия Лихачева, чудом выжившего в лагере на Соловках в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века (кстати, Лихачев, пока сидел, опубликовал в местной газете исследовательский труд «Картежные игры уголовников»), на его глазах должник в карты отрубил себе 2 пальца и принес их показать выигравшему. Невозможность выплаты долга закабаляла должника и нередко он опускался по масти — до прислужника («шестерки», «коня») или даже до представителя самой низшей тюремной касты.
Поэтому бывалые заключенные по выходе на волю часто среди советов, касающихся поведения первохода, не забывают упомянуть и этот: никогда в камере (отряде) не садись играть в карты — в выигрыше не окажешься.
27.02.2019